Я зеваю и отпиваю глоток кофе. Есть у меня такой грешок — люблю накупить себе онлайн-курсов, а потом смотреть их под кофеёк — вместо десерта. О пользе данных курсов — разговор особый, но речь сейчас не об этом.
— Вот у вас — про что курс? — обращается лектор к юной слушательнице.
— Про психологию отношений, — пискнула та.
— Отлично. Давайте представим себе Машу. Маше 35 лет, она не замужем, у неё нет детей, и она работает бухгалтером. Ну какие желания у незамужней Маши 35 лет могут быть? Выйти замуж, родить детей. Поэтому задвигаем ей курсы по психологии отношений, — выдала лектор.
Я поперхнулась кофе.
— Вот тебе и портрет целевой аудитории, — закончила она свой бесценный спич.
Погодите, это она не шутит? Это вот сейчас было сказано на серьезных щах, прямо вслух?
Наверное, многие подумали, что я взъелась на слова лектора, потому что сама не замужем, и у меня нет детей. Не-а, ребят, я замужем, и у меня двое детей. Сеанс психоанализа окончен, возвращаемся к рассказу.
Ну давайте, я таких примеров могу много придумать.
«Это Петя. У него прыщи и преждевременная эякуляция, а ещё он ходит в дырявых штанах. Пете 30 лет, и он живет с мамой. У него опасения и страхи, что он так и не найдёт себе девушку. Поэтому Пете мы задвигаем курс по пикапу».
«Это Даша. Она весит 100 кг и любит пожрать на ночь. У неё опасения и страхи, что она никогда не похудеет. Поэтому ей мы задвигаем курс по похудению».
Сначала я возмутилась. Мне показалось, что нельзя ну настолько откровенно играть объяснять, как манипулировать целевой аудиторией.
А потом задумалась. Нет, всё-таки можно. И только так это и работает.
Пока вы не ткнёте потребителя носом в его глубокий страх и не предложите ему решение проблемы, у вас мало что купят. А чтобы вы запомнились, страх должен быть важным, и по-настоящему глубоким. Такой, чтобы человек сам себе боялся в нем признаться. Ну, типа не выйти замуж после 35 лет.
Этичность своего маркетинга каждая компания выбирает для себя самостоятельно. И тут посыл простой: либо ты этичный, либо ты бедный.
В красивых учебниках по боксу говорят, что бить в пах нельзя. А на улице это то, что делают в первую очередь. Разница — примерно как между учебником по маркетингу и реальной конкурентной борьбой.
А вы готовы ударить своей целевой аудитории прямо в пах? Если нет, вам в бизнесе делать нечего. Да и в драке — тоже.