Ну как разговаривала: в основном, ныла.
— Эх, почему у нас так мало клиентов?
Клиентов у нас действительно на тот момент было не очень много — за каждым приходилось буквально бегать, вооружившись CRM-кой, а рекламные бюджеты ввергали в экзистенциальный ужас. Но при этом маржа была внушительной, и позволяла весь этот маркетинговый экзорцизм с воронками продаж, рассылками и индивидуальными консультациями в хорошем кафе.
Партнер спокойно посмотрел на меня и уточнил:
— А почему тебя это смущает? Прибыль же нормальная.
Я капризно протянула:
— Ну хочется, чтобы было клиентов много-много, чтобы мы даже не успевали отвечать на звонки…
— С нашим сложным продуктом? —хмыкнул он.
Я вздохнула.
Он мрачно посмотрел на меня:
— Слушай, моя бабушка продавала пирожки на пляже. Пирожки разбирали только так, и продавала она их весь день. Да только этого не хватало даже для того, чтобы нормально собрать меня в школу.
Позднее я обнаружила интересную закономерность: если денег мало — делай бизнес для богатых. Если денег много — делай бизнес для бедных.
Конечно, это определённая условность, но всё-таки: если первоначальные инвестиции большие, есть возможность быстро масштабироваться и позволить себе маленькую маржу — нужно продавать те же пирожки за недорого, но сразу на каждой улице города.
Если же денег нет от слова совсем, из сотрудников — ты да я, да мы с тобой, а желание делать бизнес никак не выходит из дурной головы, то надо делать бизнес класса «Премиум», с индивидуальным обслуживанием, муторным поиском клиентов и большим вложением сил в маркетинг продукта а-ля «воздушные пирожные в изысканном стиле не для всех». Большая маржа, которую вы сможете себе позволить, задрав ценник, компенсирует трудозатраты и маленький клиентский поток.
А делать бизнес для бедных, будучи бедным, обречено с самого начала.